В Новосибирской области проблемы со строительством важнейших объектов: не появились вовремя школы, не заработали поликлиники, надолго откладывается сдача моста. При этом регион вынужден нести колоссальные траты.
В эфире Радио "Комсомольская правда" ситуацию проанализировал депутат Законодательного собрания Новосибирской области, председатель Совета регионального отделения партии "РОДИНА" Вячеслав Илюхин.
- Вячеслав Викторович, как оцениваете положение дел с исполнением региональных концессий?
- Я думаю, все понимают, что ситуация у нас критическая. Возьмем концессии по строительству поликлиник: в прошлом году мы много говорили о том, как отвратительно она исполняется. Ни одна из семи поликлиник не работает до сих пор.
Концессия по строительству школ: ее важность не вызывает никаких сомнений. В мае акцент на важности этого вопроса делал Президент России, когда беседовал с губернатором Новосибирской области. Тем не менее из шести школ не построена ни одна. При этом их стоимость выросла ориентировочно на 5 миллиардов 600 миллионов рублей. Более того: уже построенные каркасы двух школ снесли из-за того, что были построены не по проекту.
- Как такое вышло?
- На сайте Министерства образования я увидел фотографии со стройки за август: стоят колонны. Смотрю видео с камеры, которая показывает территорию в режиме реального времени, - этих колонн нет. На запрос нам ответили: по причине того, что построили неправильно, Ростехнадзор выдал замечание, и то, что было возведено, снесли. То есть фактически школы в том виде, в котором строили, эксплуатировать было нельзя. Поскольку фактически они строились не по проекту, то могли быть опасными для детей.
- На слуху еще одна крупная концессия - строительство моста. И недавно власти региона объявили, что в текущем году мост не сдадут.
- Информация о том, что с мостом не все в порядке, появилась в интернете за день до сессии Заксобрания. И на сессии я это упомянул: в официальных источниках достоверной информации нет, поэтому мы вынуждены руководствоваться неофициальными. И в этих источниках нам сообщают, что есть некие технические отклонения.
- Концессионер знает, что вы подняли этот вопрос среди депутатов?
- Конечно! Тут же последовала реакция от компании ВИС, которая стала опровергать наличие проблем. В отношении меня прозвучало, что депутат своими высказываниями поступает безответственно. Но я считаю, безответственно поступают те, кто вовремя не сдает поликлиники, школы, мост. Безответственно поступает тот, кто обещает строить мусороперерабатывающие заводы, собирает с людей деньги, а потом банкротит предприятие. Компания не выполняет свои обязательства, а я, представляя интересы жителей и требующий достоверной информации, - безответственный?
ВИС заявляет, что на мосту работают 550 человек. Я тут же собираюсь, еду и не вижу этих людей. Может, они от меня прячутся?
- Коллеги разделяют ваше негодование?
- Публично - нет. Некоторые говорят: "Все равно ничего не изменится". Что ж тогда - молчать? Но если молчать, тогда уж точно нет шансов что-то изменить. Да, мне было бы проще не касаться этих вопросов. Но я не могу спокойно смотреть на такой бардак. И потом, я рад, что есть хоть какая-то реакция власти. Рад, что губернатор признал проблему и обещал жестко спрашивать с концессионера. Хотя бы так. Посмотрим, как это будет на практике.
- Вячеслав Викторович, а как, на ваш взгляд, нужно действовать с концессионером в такой ситуации?
- Считаю, что мы не должны платить за объекты, которые не построены. В Законодательном собрании я уже коснулся вопроса при рассмотрении бюджета области. На следующей сессии я намерен предложить поправки в бюджет и убрать из затратной части 30 миллиардов, которые мы должны до 2026 года заплатить по концессии. Мы не получили ни школ, ни поликлиник, но уже, выходит, должны платить. За что? С моей точки зрения, это не укладывается в рамки здравого смысла. Деньги, на которые сейчас претендует концессионер - я настаиваю! - выплачиваться ему не должны, поскольку он условия концессии не выполнил. И если ему платить, то получится, что он сперва за наши деньги строит, а потом мы ему еще компенсируем расходы. Но расходы он нес за наш счет. На мой взгляд, это не бизнес, а "схема". И она выстроена так, чтобы концессионер не вкладывал собственные деньги, но получал их из бюджета. Доход без вложений.
Ну представьте, что у кого-то на объекте подрядчик не выполнил работы, но ему эти невыполненные работы оплачивают. При обычных обстоятельствах это квалифицируется как коррупционное преступление. А в нашем случае поликлиники, школы стали дороже, чем обозначено в договоре. Это приводит к удорожанию объекта и все.
- Хотя обещали сдавать в срок. А еще совсем недавно обещали мост.
- Перед выборами губернатора опровергали любые сомнения в том, что мост сдадут в этом году. Опровергали и обещали сдать. Выборы закончились, и теперь нам сказали: нет, в этом году не будет моста. А я сомневаюсь, что и в следующем сдадут. А у нас пробки стоят. И старый мост уже на ремонт пора закрывать.
- Может, не хватает контроля со стороны министерства?
- На мой взгляд, эти объекты специально идут мимо министерства строительства. За поликлиники отвечает минздрав, за школы - министерство образования. Но это не их профиль - за строительством следить. Тогда минстрой вообще не нужен? Почему его в таком случае не расформировывают?
- Все эти проблемы - постоянные для нас или прежде такого не было?
- Раньше настолько плохо не было. Мы все ждем, что в министерства придет кто-то лучше, сильнее, требовательнее. Но по мере того, как приходят новые люди, мы все чаще вспоминаем добрым словом тех, кто был прежде.