Минфин заложил в проект федерального бюджета на 2014-2016 годы 135 млрд. рублей (45 млрд. в год) на повышение зарплат федеральных государственных гражданских служащих. К 2018 году зарплата на госслужбе увеличится в 2,6 раза и превысит среднюю по экономике в 1,7 раза, говорит первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По данным Росстата, в 2012 году зарплата сотрудников центральных аппаратов федеральных ведомств в среднем была 72 100 рублей, их коллег в региональных управлениях – 27 900.
Нестеренко предупреждает, что повышение не коснётся работников администрации президента и аппарата правительства: их оклады в прошлом году приравняли к зарплатам военных, и теперь чиновник Кремля в среднем получает 166 100 руб., а правительства – 162 900. Средняя зарплата в центральном аппарате налоговой службы – 56 800 руб., Минфина – 64 600, Минэкономразвития – 38 700, Росимущества – 31 600 руб. (данные Росстата).
Минфин предлагает направить дополнительные деньги на увеличение именно премиального фонда, а не базовой части. Это поможет сократить количество госслужащих на федеральном уровне - руководители будут поощрять эффективных сотрудников, а остальные сами уволятся.
Тем временем в Китае экс-министр железных дорог Китая Лю Чжицзюнь приговорен к смертной казни за взяточничество и злоупотребление служебным положением. В суде были предоставлены доказательства того, что с 1986 по 2011 год чиновник использовал должностные полномочия для собственного обогащения. В деле насчитывается 11 эпизодов получения взяток на общую сумму 10,5 млн. долларов. За эти деньги чиновник помогал с получением выгодных транспортных и строительных контрактов, а также в продвижении по службе.
Член Бюро Президиума Политсовета партии "РОДИНА" Алексей Рылеев:
- Считаю, что решение Минфина об увеличении оклада госслужащим не обосновано. Подобные действия только усилят недовольство простых граждан России, и без того накалят сложные взаимоотношения российского общества с чиновничьей братией. На сегодняшний момент не вижу смысла поощрять и без того слабо работающих бюрократов. Вначале нужно навести порядок в чиновничьей среде, выявить мздоимцев, неквалифицированных хамов, и разработать этику поведения чиновничьего класса. А на наведения порядка уйдут годы. Только после воспитания работоспособного и чистого на руку чиновника можно говорить о дополнительном финансировании оплаты его труда. Так показывает мировой опыт.
Возьмем, к примеру, Китай, где к проворовавшимся чиновникам применяются самые суровые меры, но и там не могут до конца победить порок мздоимства. Но успех там есть.
Член Бюро Президиума Политсовета партии "РОДИНА" Александр Савельев:
- В увеличении заплаты госслужащих есть и свои минусы и плюс. Очевидный минус – чиновники ничего не производят и, повышая им зарплату, на первый взгляд, государство тратит деньги в пустоту. Но, это только на первый взгляд. К сожалению, некоторые люди устраиваются на госслужбу, именно для того, чтобы безнаказанно воровать. Многие же, действительно грамотные специалисты, идут в бизнес. И повышая зарплату, тем самым государство привлекает именно таких специалистов. Так что высокая зарплата улучшает кадровый состав госаппарата. Поэтому, лично я отношусь к повышению зарплаты всегда положительно. Чиновник обладающий большой властью, росчерком пера управляет большими финансовыми госсредствами, и, имея маленькую зарплату у него возникает соблазн в получения взятки.
Пример – случай в КНР, где бывший министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь приговорен судом в Пекине за взяточничество и злоупотребление служебным положением к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора на два года. Поэтому увеличение зарплаты будет стимулировать госчиновника работать с большей отдачей и не думать в рабочее время, как ему прокормить свою семью.
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Северной Осетии Владимир Писаренко:
- Любое повышение заработной платы или пенсии россиян – это положительная тенденция. Плохо, что оно не поспевает за повышением цен на продукты питания и коммунальные услуги. Врачи, учителя и другие бюджетники среднего звена должны, в первую очередь, прочувствовать заботу государства о них, так как от этих людей сегодня зависит будущее нашей страны не меньше, чем от представителей вооруженных сил и правоохранительных органов. Необходимо проводить такую финансовую политику, которая позволила бы рационально распоряжаться бюджетом страны. Для этого нужно провести реорганизацию государственных и муниципальных служб, где, по моему мнению, штаты работников раздуты и превышают всякие разумные пределы.
Что касается случая с бывшим китайским чиновником, приговорённым к смертной казни, считаю, что политика борьбы с коррупцией во многих азиатских станах оправдана и имеет многовековой опыт. Такое наказание как высшая мера или пожизненный срок с конфискацией имущества может охладить охотника, желающего приложится к государственной казне. Возможно, и у нас прижилась и сыграла бы свою роль подобная практика, если бы была уверенность в чистоте правоохранительных и судебных органов. В 30-40-х годах прошлого столетия мы проходили это, когда невинные люди погибали по наветам недоброжелателей и, думаю, это не должно повторится.
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Кабардино-Балкарской республикеХачим Шогенов:
- Вряд ли мы уменьшим число коррумпированных чиновников повышением заработной платы. Число коррумпированных чиновников мы уменьшим в первую очередь тщательным отбором по образованию, морально психологическому состоянию. Самое главное - жёстким спросом за состояние дел на участке где он работает. Повышение заработной платы чиновников в настоящее время ещё больше обозлит население, малообеспеченных, обездоленных этими же чиновниками. Лучше решать вопросы с повышением жизненного уровня населения, постепенно и начать с части населения, которое получает самые низкие оклады. Решать вопрос повышения заработной платы чиновникам нужно, но очень осторожно и не в разы.
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Алтайском крае Сергей Убраев:
- Действия властей Китая таким образом наводящих порядок вряд ли сейчас возможны в России. На мой взгляд, даже для элементарного наведения порядка с расходованием бюджетных средств нет политической воли. Повышение зарплат госслужащим вряд ли приведет к экономическому росту. Печальный пример роста отчислений с малого предпринимательства на так называемые социальные выплаты или налоги привел к уходу в тень до трети ранее зарегистрированных малых предпринимателей. Патентная система вступила в действие слишком поздно и мало пропагандируема. Чиновник же блага не создаёт.
- Когда у людей повышаются зарплаты - это хорошо. Но если зарплаты повышаются только у чиновников, а у работников детсадов, врачей и учителей - нет, то это вызывает социальное напряжение. В майских указах президента было совершенно чётко указано, что зарплаты работников культуры, дошкольного образования, врачей, учителей должны быть не ниже, чем в среднем по региону. Но это не выполнено.
Например, у нас мэр Новосибирска сказал, что нет денег. Но в тоже время деньги нашлись на повышение зарплат чиновникам мэрии Новосибирска в 1,5 раза. А они и так были выше, чем в среднем по региону. Чего не скажешь, например, про нянечек детских садов, которые получают 5 тысяч рублей в месяц. Получается, для себя денег чиновники нашли, а для простых людей - нет. Нужно менять систему распределения бюджетных денег. Бюджетные деньги - это не деньги чиновников, а деньги налогоплательщиков. Вот налогоплательщики и должны решать, кому в первую очередь нужно повышать деньги: нянечкам или чиновникам?
Мне кажется, что правильнее было бы зарплату чиновникам повышать только после того, как они исполнят указы президента.