Ближневосточное и центральноазиатское направления: какого рода угроза исходит оттуда для нашей страны? Умеренная сирийская оппозиция: существует ли она на самом деле? Чем руководствуются США, отказываясь идти на диалог с Россией по поводу борьбы с ИГ? В атласе мира Оксфордского университета Крым обозначен как часть России. Можно ли считать, что в мире перестают отрицать очевидный свершившийся факт? Значит ли это, что меняется отношение к России?
Эти и другие самые главные темы в эфире "Вестей ФМ" и "Маяка" Владимир Аверин, Анна Шафран, Рустам Вахидов и Дмитрий Куликов обсудили с директором Института изучения стран Азии и Ближнего Востока Семёном Багдасаровым.
Багдасаров: У нас есть два направления, которые представляет очень серьёзную для нас опасность, - это ближневосточное и афгано-центральноазиатское. Начну я с любимого афгано-центральноазиатского, пойду на не менее любимое - ближневосточное. Давайте посмотрим реально, что происходит в том же Афганистане, чтобы оценить угрозу, которая исходит для нас на центральноазиатском направлении. Я сегодня буду очень много говорить того, что, может быть, не стоило говорить, но пора, наверное, говорить.
Потому что, когда эйфория, когда говорят: всё, мы "одним махом всех побивахам" - это, конечно, хорошо, но что будет потом, когда пройдёт какое-то определенное время. Так вот, в Афганистане для оценки ситуации надо четко понимать, что американцы, уйдя оттуда, они оставили небольшой - видишь, снова американцы, ну никак без них - контингент, 9 тысяч 800 человек плюс чуть больше где-то две с лишним тысячи представителей других стран НАТО.
Главная задача, как определено, новая операция, которая сейчас там проходит без санкции ООН, как всегда, ну, в общем, это они умеют - это подготовка вооруженных сил армии Афганистана и сил безопасности и участие предполагается только в редких крайних случаях, как было в Кундузе после захвата Кундуза. Этих сил, конечно, более чем недостаточно, армию, как всегда, они афганскую так и не подготовили, было затрачено, как всегда умопомрачительное количество денег, армия оказалась плохо обученной, плохо вооруженной. И когда Абдурашид Дустум во время своего очень интересного похода на север говорит: "Дайте, русские, нам самолеты, артиллерию и так далее"...
Слушай, американцы там столько оставили, столько там есть, куда вы дели? Куда дели американцы? Поэтому ситуация там обостряется, что, в общем-то, прогнозировалось и ранее. Есть несколько сил, которые влияют на ситуацию в борьбе против правительства Афганистана и, естественно, американцев, которые там присутствуют. Это движение "Талибан".
Когда мы оцениваем ситуацию по Афганистану, надо четко оценивать - так, как оно есть, а не так, как хотелось бы кому-то, в том числе, некоторым большим руководителям в Центральной Азии. В движении "Талибан" не надо воспринимать всех, как врагов, я говорю крамольные вещи, правда? "Талибан" же - террористы. Дело в том, что недавно в Кветте, в Пакистане, состоялся съезд "Талибана", назовем это съезд, шура - это движение "Талибан", кстати, шура Кветты - это совет движения "Талибан".
Разногласия, которые были внутри движения "Талибан" в связи с официально объявленным то, что нет в живых муллы Омара и стал руководитель мулла Мансур - они исчерпаны, брат и сын муллы Омара признали его как руководителя. Но самые интересные для нас два момента: первый - мулла Мансур, выступая на заключительной стадии этого мероприятия, сказал, что мы никогда не проявим свою агрессивность по отношению к центральноазиатским государствам. Это нам не надо. И второй - было принято решение о создании отрядов специального назначения движения "Талибан" для борьбы с "Исламским государством".
Полностью программу можно послушать здесь.