Хотя большая часть некрупных предпринимателей говорит о неплохом финансовом положении (как хорошее его оценивают 35%, как среднее — еще 44%), бизнес, особенно микропредприятия, не ждет улучшения конъюнктуры в ближайшее время — это следует из опроса Аналитического центра НАФИ в марте 2017 года. Отметим, микрокомпании — самые многочисленные: по данным реестра ФНС на 10 мая 2017 года, из 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) 5,79 млн, или 96,5%, — это микропредприятия (до 15 человек, выручка до 120 млн руб. в год), и их доля в общем составе субъектов МСП растет.
Развитие малого и среднего бизнеса имеет огромное значение в экономике России. И если вклад предпринимателей в экономику страны не очень велик, то социальную значимость микробизнеса переоценить сложно. За счет развития этой сферы экономики могут быть решены многие общественные проблемы: снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни населения, формирование качественной конкурентной среды и т.д.
Безусловно, в условиях нестабильной экономической ситуации микропредприятия особо чувствительны к негативным тенденциям на рынке, соответственно и финансовое положение их ухудшается в первую очередь.
О том, каким образом защитить интересы предпринимателей и улучшить положение микробизнеса, свое мнение высказывают руководители региональных отделений партии "РОДИНА".
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Краснодарском крае Денис Панасенко:
- Я считал и считаю, что фундаментом нашей экономики должен быть малый и средний бизнес. Именно его развитие поможет в кратчайшие сроки реально победить безработицу, повысить уровень и эффективность производства, а также обеспечить самодостаточность нашей страны.
Но я бы хотел поговорить о микробизнесе, который является основой для малого и среднего бизнеса, и развитию которого исполнительная и законодательная власть нашей страны должна уделять гораздо больше внимания. Я имею в виду совсем небольшой бизнес с выручкой до 2 млн руб. в год. Это небольшие производственные цеха, торговые палатки, ателье и т.д. Это те объединения, где занято до 5-7 человек, в большинстве случаев все родственники. Им, конечно, уделяется внимание и сейчас, например, органами полиции, которые организуют поборы за защиту от себя же, налоговыми органами, занимающимися его обдирательством, и т.д. А вот, например, банковский сектор старается микробизнес вообще не замечать.
Я считаю, что микробизнес нужно полностью избавить от налогового бремени и максимально упростить процедуру получения кредитов в коммерческих банках. Ведь именно из цветочной палатки может получиться цветочный магазин, а затем оптовая база, из овощного ларька со временем может получиться фасовочное производство, а из домашней пирожковой - хлебопекарня и т.д. К тому же участники микробизнеса порождают спрос, развивающий малый и средний бизнес. Получаемые ими доходы тратятся в продуктовых супермаркетах, магазинах электроники, сфере услуг и т.д.
Газпром, Роснефть и другие корпорации – это, конечно, хорошо, но не все люди в них могут работать, хотя абсолютно всем присущи базовые человеческие потребности.
Поэтому еще раз сделаю акцент на том, что, хоть мегакорпорации и являются стержневой основой государства и национальной безопасности, но стратегически в приоритете внимания и поддержки со стороны властей должен стоять микробизнес, самозанятое население (безусловно, наряду с бюджетниками всех уровней), которые и являются социальным и экономическим фундаментом страны, ее истинным и непреходящим богатством.
Что же касается Краснодарского края, то здесь достаточно высокими темпами развиваются туристическая и торговая сферы. Это связано не только с особенностью экономико-географического положения региона, но и с активной поддержкой этих сфер со стороны органов власти. Запущена программа кредитования с участием Гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края, реализована долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" и т.д.
В то же время производственная сфера находится в упадническом состоянии. А ведь именно развитие малых и средних производственных предприятий позволит решить вопрос с импортозамещением и занятостью населения.
Основными проблемами, мешающими развитию малых производственных предприятий в Краснодарском крае, как и в целом по стране, являются:
1. Высокая налоговая нагрузка на вновь создаваемые предприятия.
2. Сложность получения разрешительной документации.
3. Высокая стоимость кредитных ресурсов.
4. Давление со стороны правоохранительных и контролирующих структур.
5. Коррупция.
Снижение налогов, максимальное упрощение получения разрешительной документации и законодательные ограничения для проверяющих органов, позволят минимизировать коррупционную составляющую в развитии малого бизнеса. А реально работающая система господдержки, через субсидирование процентной ставки и поручительства по кредитам производственным предприятиям вкупе со снижением процентной ставки и льготными программами финансирования, позволят в сжатые сроки поднять малый бизнес на более высокий уровень.
Региональное отделение партии "РОДИНА" в Краснодарском крае, со своей стороны, разрабатывает и внедряет программы и проекты, связанные с решением задач государственно-частного партнерства, методической и организационной помощи в разработке и внедрении стратегий развития малых и средних предприятий, а также привлекает частных, в том числе и иностранных инвесторов, готовых вкладываться в комплексное развитие территорий.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Республике Башкортостан Арсений Маслов:
- По моему мнению, представители микробизнеса - это самая незащищенная и недооцененная прослойка экономически активной части населения. Правительству они не нужны, поскольку больших налогов с них не собрать. У общества мнение тоже двоякое: старшее поколение считает, что они "барыги" и спекулянты, более молодое считает их хитрецами и пронырами. Такое отношение населения диктует и позиционирование бизнеса в СМИ. Написать что-то позитивное о бизнесе – бесплатно его прорекламировать, а вот негатива в прессе предостаточно. Однако большинство услуг и повседневных товаров – это результат деятельности мини- и микропредприятий. На сегодняшний день большинство представителей микробизнеса трудится не в сфере ретейла, а в производстве.
В Башкирии дела у микробизнеса, как и во всей стране, обстоят плоховато. Общее снижение реальных доходов населения микропредприятиями ощущается особенно остро. Постоянный рост тарифов на электричество, воду, бензин и т.д. не пропорционален доходам предпринимателей. Несмотря на прямое указание Президента России о необходимости "прекратить кошмарить бизнес", местные власти находят все новые способы оштрафовать, запретить или просто помешать деятельности компаний. Стоит отметить, что доля предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан одна из самых низких в стране.
Для развития своего дела предпринимателям не хватает, прежде всего, системы доступного кредитования. Те финансовые продукты, которые предоставляются кредитными организациями, не выдерживают никакой критики. В странах ЕС ставки по кредитам для бизнеса начинаются с отметки 0,5% годовых, у нас же средняя ставка составляет 18-20%, что является просто неприемлемым. Правительством России предприняты меры по поддержке малого и среднего бизнеса, но до реального предпринимателя эта поддержка практически не доходит, поскольку средства распределяются между аффилированными с региональной властью предприятиями. А непомерная налоговая нагрузка забирает львиную долю прибыли, вынуждая предпринимателей разоряться и уходить в тень.
Еще одной проблемой, на мой взгляд, является кадровый голод. Трудно найти действительно квалифицированных специалистов, которые содействовали бы развитию бизнесу.
Как защитить интересы предпринимателей?
1. Не нужно мешать работать. Чем меньше ограничений, тем лучше.
2. Необходимо обеспечить доступ к финансированию. Низкие кредитные ставки станут драйвером роста.
3. Упростить доступ к коммуникациям. Сейчас это сделать сложно, а иногда и невозможно.
4. Нужна предсказуемая и адекватная налоговая политика.
5. На мой взгляд, сейчас очень востребована помощь со стороны государства в выходе на внешние рынки производственных предприятий малого и среднего бизнеса. В условиях западных санкций для предприятий-гигантов, "малышам" будет менее сложно обосноваться на внешних рынках. Предприниматели хотят выходить на внешние рынки, но не знают с чего начать. Какая нужна разрешительная документация и т.д.
6. Ограничить рост тарифов монополий.
В заключение хочу сказать, что для предприятий малого и среднего бизнеса сложилась тяжелая ситуация, которая требует вмешательства со стороны правительства. Но я уверен, что наши предприниматели справятся со всеми сложностями, пусть даже не "благодаря", а "вопреки".