Росстат впервые с начала кризиса зафиксировал рост неравенства населения по доходам, то есть увеличение так называемого индекса Джинни. Но это лишь один из показателей. На самом деле мы знаем, что в России расслоение сильно выше, чем опубликованные данные Росстата.
Это неравенство — следствие той модели, которая была выстроена в нашей стране по итогам революции 1991 года. Дело в том, что люди, делавшие эту революцию, представляли сферу торговли и нижнюю часть советской номенклатуры и решали перед собой две задачи. Первая состояла в том, чтобы передать по наследству свои привилегии, и для этого была восстановлена частная собственность. Вторая задача сводилась к тому, чтобы снять с себя ответственность перед обществом.
Потом на эти две задачи наложилась идея американских советников по приватизации. Этим советникам нужно было разрушить военный и экономический комплекс СССР, который они рассматривали как конкурента. Новые российские элиты за большие деньги помогали им решать эту задачу. В качестве примера уничтожения можно привести авиационный комплекс, который был сильнейшим в мире. В результате распада СССР Россия вылетела с мирового авиационного рынка, а Airbus и Boeing увеличили объем своих продаж в полтора раза. То есть за наш счет Запад получил колоссальные прибыли. Если бы мы оставили за собой 40% мирового авиационного рынка, как это было в начале 1990-х, мы бы от продажи и обслуживания самолетов получили бы столько же, сколько от продажи нефти. К сожалению, эта модель, уничтожающая потенциал России, действует и сейчас.
Те же люди, что грабили страну в 90-е, сегодня уничтожают российскую науку, образование, экономику и все остальное. Растущее расслоение общества — следствие этой модели. И уже понятно, что эта модель нежизнеспособна. Либо Россия эту модель сметет, либо эта модель сметет Россию. Если бы сейчас были 1990-е или хотя бы 2000-е, ответ был бы очевиден: Россия не выстоит. Но сейчас ситуация меняется: в условиях нарастающего хаоса крах России никому не нужен. Наоборот, это крайне опасно, учитывая ядерный потенциал России. И в этой ситуации можно считать, что у нас есть надежды на благоприятное будущее.
Экономист Михаил Хазин, кандидат в депутаты Госдумы от партии "РОДИНА"