Стоит сказать несколько слов о системе элитного устройства любого общества. Прежде всего, те, кто имеют влияние на принятие принципиальных решений и, тем самым, являются бенефициарами системы. Это – элита, системной задачей которой является сохранение действующей системы и, разумеется, своего места в ней. Отметим, что пресловутая "демократия", которая предполагает смену "правящих" политических партий, в реальности к элитам отношения не имеет — их лидеры в элиту входят, но далеко не на первых ролях, отмечает экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу МихаилХазин в своем блоге.
"Механизм, который использовался предыдущие четыре десятилетия для создания массового среднего класса, — эмиссионное стимулирование частного спроса через рост долгов, больше использоваться не может, его потенциал исчерпан. И в этой ситуации неизбежно принципиальное изменение социальной структуры общества. Средний класс практически исчезнет, большая его часть перейдет в состояние безнадежной бедности, чтобы не сказать нищеты. При этом, скорее всего, в по-настоящему либерализированных обществах борьбы за свои права эти люди вести не будут. Хотя, если учесть, что их количество будет составлять десятки процентов населения, то десятки, а то и сотни тысяч принципиальных борцов против (либерального) государства они дать могут.
Но главное не в этом, главное – то, что в современных либеральных государствах есть слои населения, которые вполне готовы бороться с государством любой ценой, в том числе путем терроризма. Отметим, что современная российская элита, сложившаяся в 90-е годы, активно пытается вновь вернуть стандарты сословного общества (втихую, без публичного обсуждения, и всерьез рассматривает возможность восстановления сословий на законодательном уровне). Результат будет таким же, как и в позапрошлом веке: большая часть населения будет активно поддерживать те силы, которые ставят своей целью снести такую элиту. Антиэлитная пропаганда, которая идет по линии информационной среды, все чаще находит заинтересованных слушателей. В такой ситуации государства будут вынуждены не просто вернуться к традиционным ценностям (в том числе поддержке семьи и преследованию за пропаганду гомосексуализма), но и делать это быстро и очень жестко. В противном случае их ждут очень серьезные проблемы. Причем по трем направлениям. Кроме навязшего на зубах ИГИЛа, который существует в рамках одной модели восстановления справедливости, есть еще как минимум два.
Первое – усиление национализма и соответствующая линия, например в ЕС уже хорошо видна.
Вторая такая сила – это как раз религиозный фундаментализм, частью которого является ИГИЛ. Позиции католицизма усиливаются (несмотря на активное борьбу с ним либерального государства), православие пытается вести свою линию, но самые сильные позиции у ислама. Причем даже не экстремистского (хотя и ИГИЛ усиливает свои позиции за счет пропаганды традиционализма), а обычного, классического. Отметим, что у нас РПЦ поддерживает либеральное государство и тем самым утрачивает свой авторитет, что хорошо видно в последние 10 лет.
Ну а третье направление, которое пока пребывает "в засаде" – это коммунизм. И нет никаких оснований считать, что он еще не скажет своего слова. В любом случае в России он будет всегда играть большую роль, чем в странах Запада, во всяком случае, на первом этапе. Схватка между либеральными элитами и традиционалистскими контрэлитами (причем в России, как обычно, шкала немножко перепутана, и традиционалисты хотят возврата к социальному государству времен социализма, а большая часть "либералов" пытается воссоздать сословные структуры средневекового происхождения) в условиях жесточайшего кризиса может привести к тому, что, в соответствии с концепцией о "связке трех сил", победит третья сила, находящаяся сейчас в пассиве — крайне агрессивные антиэлиты, которые сегодня проходят по разделу "террористов".