Президент России Владимир Путин удивлен, зачем Западу надо было поддерживать в 1990-е годы сепаратизм на Кавказе с помощью террористов. "Зачем надо было поддерживать сепаратизм на Северном Кавказе? Причем с помощью… террористических организаций. Явно террористов поддерживали. Зачем надо было расширять НАТО, выходить из договоров по ПРО?" — заявил он, выступая расширенном заседании коллегии Минобороны.
По мнению российского лидера, в случае распада Россия боролась бы не за рождаемость, а за выживаемость. Он также добавил, что, будучи директором ФСБ, видел, как некоторые силы на Западе пытались раскачать Россию и добиться ее развала.
— Запад, в особенности различные американские НКО, активно содействовали как самим сепаратистам в России 90-х годов, так и их "политическому крылу" в тогдашней российской элите — радикальным либералам, стремившимся продолжить развал СССР уже на территории Российской Федерации, — заявил "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", руководитель Информационно-политического управления Исполкома Федор Бирюков.
— Это было как прямое финансирование боевиков, их полевых командиров, а также лидеров либерального антирусского истеблишмента, так и многочисленные "национально-культурные" программы и проекты, нацеленные на разжигание самой лютой русофобии на местах и идеологическое обоснование геноцида русских людей.
Впрочем, эта подрывная работа началась уже во времена позднего Советского Союза. И ко времени его развала все сепаратистские кадры для нацреспублик СССР и в дальнейшем России были уже готовы. Причем их отбор носил масштабный характер. Того же Джохара Дудаева «командировали» из Прибалтики, где он уже успел проявить себя как антисоветский сепаратист. После событий в Вильнюсе в 1991 году Дудаев заявил по радио, что, если дополнительные советские войска будут направлены в Эстонию, он не пропустит их.
Боевики из украинской сепаратистской организации УНА — УНСО (запрещена в РФ) воевали в Чечне на стороне дудаевских головорезов против российских войск. Все это интернациональное сепаратистское и русофобское движение было тесно связано тысячей видимых и невидимых нитей, которые так или иначе вели на Запад. А общей целью было разрушение России как целостного государства.
Кстати, лидер бархатной революции в Армении Никол Пашинян тоже успел подиссидентствать еще в советское время, в школьные и студенческие годы.
Менее экстремальные, но от того не менее серьезные тенденции государственного распада были в те годы и во множестве других регионов, особенно национальных. Тем более, что Ельцин прямо объявил тогда "парад суверенитетов". Регионы Северного Кавказа, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока все были поражены вирусом сепаратизма, в большей степени этнического, но иногда носившего сугубо территориальный характер (как проект "Уральской республики" Эдуарда Росселя).
И если непосредственная, прямая угроза распада страны с тех пор давно ликвидирована, то "мины" никуда не делись. И могут быть расконсервированы в любой момент. Те же элиты Татарстана до сих пор ломают копья с Москвой за сохранение себе статуса президента. А если Запад чуть поднажмет и активизирует деятельность, костры сепаратизма зачадят вновь по всей стране.
Также важно отметить, что новой "уличной пехотой" для подобных конфликтов станут и миллионы гастарбайтеров, особенно в крупных российских городах. Соответствующие подпольные организации работают давно и системно, при все той же западной поддержке.
А недавний всплеск уличного якобы стихийного насилия против русских и славян со стороны "преступников без национальности" показал, что подготовка к возможной боевой активности в этих сферах ведется уже отнюдь не только теоретически. В связи с этим по инициативе председателя партии "РОДИНА", депутата Госдумы Алексея Журавлева недавно учрежден Центр быстрого правового реагирования "Народная самооборона", который занимается такими проблемами. Но, разумеется, данные вопросы должны решаться на государственном уровне. Сепаратизм, этнопреступность и русофобия — три головы одного змея, который вновь может бросить вызов русским и самому российскому государству.