До 1 сентября 2020 г. должен был обнародован список представителей власти, имеющих двойное гражданство либо вид на жительство за рубежом, а также счета в зарубежных банках. Но по состоянию на 3 сентября, как отмечает "ФедералПресс", в качестве списка тех самых фамилий в СМИ мелькают лишь данные журналистских расследований.
При этом изменения в Конституцию предполагают строгий запрет высшим эшелонам власти иметь зарубежное гражданство либо счета в другой стране.
"Национализация элит — пока еще скорее лозунг, нежели программа действий, - заявил в интервью "ФедералПресс" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков. - Суть в том, чтобы очистить государственную власть от тех чиновников, для которых личные интересы противоречат интересам национальным. В первую очередь это касается людей с двойным-тройным гражданством, а также владельцев недвижимости и финансовых средств за границей. Поправки в Конституцию формально упростили власти эту задачу. Хотя, разумеется, у чиновников остается возможность де-юре переписать свои зарубежные лица на других лиц, де факто оставаясь их владельцами. Здесь уже все зависит от степени "чистоты эксперимента" и политической воли государства защищать свои интересы".
"Особенно остро эта проблема встала после 2014 года, когда в связи с украинскими событиями Запад развернул суперагрессивную политическую конфронтацию с Россией. И в этой ситуации чиновники "с двойным дном" могут быть уже в прямом смысле врагами государства, ими могут манипулировать власти других стран. Это очевидная проблема, которую и должна решать технология национализации элит. Наличие во властных структурах, среди политического и финансово-экономического истеблишмента "пятой колонны" во многих аспектах связало России руки и привело в конечном счете к затягиванию украинского кризиса, а также формированию агрессивного антироссийского консенсуса на международной арене", - продолжил политик.
"Надо отметить, - добавил Федор Бирюков, - что процесс национализации элит был объявлен задолго до принятия изменений в Конституцию. Более того, ряд этих поправок был продиктован необходимостью существенно подстегнуть заявленный процесс. Например, депутаты Госдумы еще несколько лет назад должны были быть "национализированы", однако совсем недавно спикер Вячеслав Володин инициировал очередную проверку членов парламента на предмет наличия двойного гражданства. На практике эти вопросы решаются не так-то просто. Многие представители так называемых элит держатся за свою власть мертвой хваткой, ведь потеря статуса и полномочий зачастую означает для них потерю всего, в том числе свободы. И здесь работает механизм круговой поруки, коррупции и в конечном счете — предательства страны ради корпоративных или личных интересов".
"Для успешной национализации элит нужна система воспитания элит, подготовки новых кадров на основе их соответствия стратегическим целям и задачам государства, а не личных знакомств, доверительных отношений или взаимозачета оказанных друг другу услуг. Сегодня патриотизм высокопоставленных чиновников даже важнее их профессиональных навыков. В конце концов всю "черную" работу делают не те, чьи фамилии указаны на табличках у дверей высоких кабинетов, а совсем другие специалисты. И профессиональный уровень должностных лиц можно повышать по необходимости. А вот патриотическое чувство, верность Родине и народу, чувство долга перед государством — всему этому обучиться нельзя, эти моральные качества воспитываются с детства и взрослый человек либо обладает ими, либо нет. Поэтому для формирования новой национальной элиты должен применяться принципиально новый принцип отбора. Чтобы люди работали не за страх, а за совесть, считали национальные интересы своим безусловным приоритетом, а свою деятельность на высоких постах рассматривали бы как службу, а не привилегию, как исполнение своего долга перед нацией и Отечеством", - заключил Федор Бирюков.