Парламент Татарстана не поддержал проект федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ". Документ предлагает установить общее для всех регионов страны наименование должности высшего должностного лица — глава субъекта РФ.
Как напоминает "Свободная пресса", в 90-е многие главы субъектов федерации именовались президентами. Переименования должностей начались в 2010-м году с подачи главы Чечни Рамзана Кадырова, объявившего об отказе называться президентом и призвавшего других последовать его примеру. По словам Кадырова, "в России только один государственный деятель имеет право называться президентом" и следует прекратить "парад региональных президентов".
На сегодняшний день Татарстан остается единственным регионом страны, глава которого именуется президентом.
— Демарш против законопроекта об унификации наименований должности главы субъекта РФ — типичное сепаратистское, "феодальное" сумасбродство, — заявил "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", руководитель Информационно-политического управления Исполкома Федор Бирюков.
— Власти Республики Татарстан, вне зависимости от конкретных персоналий в руководстве, всю историю Российской Федерации кичились своей "самостийностью", и до последнего пытаются сохранить статус президента для своего главы. Здесь, конечно, больше иррационального. В основном это чисто "феодальная" гордость, стремление выделяться на фоне остальных, быть более равным среди равных, демонстрировать определенную политическую дистанцию от федерального Центра. Но есть и вполне прагматичные причины.
Татарстан являлся одним из главных очагов сепаратизма в 1990-е. А также был локомотивом этнократий в РФ, зачастую настроенных крайне русофобски. Фактически принудительная "татаризация" республики, в которой соотношение этнических татар и русских было примерно одинаковым (на 1989 год татар 48,5%, русских 43,3%), привела к тому, что в республике — в ответ на действия правящих этнократов — очень активно развивалось и русское национал-патриотическое движение, нацеленное на борьбу с русофобией и сохранение территориального единства страны.
Да и сегодня по официальным данным численность русских составляет 39%, татарское население составляет чуть более 53%. То есть количество русских жителей в Татарстане сократилось, но все равно русские являются вторым по величине народом республики. Поэтому борьба республиканских этнократических элит за сохранение официальной "самостийности" является элементом их же борьбы против русской политической субъектности в регионе.
Кроме того, такая уже совершенно скандальная несговорчивость Казани очевидно поддерживается и стимулируется теми политическими кругами в России и за рубежом, которые системно работают на создание условий для нового "парада суверенитетов" в РФ и дальнейшего разделения страны. Это либерально-олигархические элиты и радикальные прозападные либералы в России, а также западные центры силы, а также Турция, активно продвигающая идеологию и стратегию пантюркизма на постсоветском пространстве и в самой России.
Пока речь идет о законопроекте. Власти Татарстана надеются, что им удастся отстоять свое право на "самобытность" в отношениях между Центром и регионами. Но если все же закон будет принят и вступит в силу, официальной Казани придется сдаться или же войти в прямое противостояние с Москвой. Это может стать сигналом и для других национальных республик с развитыми этнократиями. Таким образом, будут созданы предпосылки к холодной или вполне горячей гражданской войне, да еще с различными национальными акцентами.
Единственная реальная альтернатива такому развитию событий — политическая легализация и укрепление русского национального великодержавного сознания, способного объединить граждан РФ самых разных национальностей на основе общих имперских ценностей и патриотических принципов. Но государство в силу своих интернационалистических и мультикультурных заблуждений, возведенных в разряд догм, не просто не способствует политической русификации страны, но делает прямо противоположное.
По идее, проект федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" призван отчасти нейтрализовать дремлющих сегодня, но способных пробудиться в любой удобный момент демонов этно-сепаратизма в России. Но это, конечно, всего лишь ритуальная полумера. Чтобы получить возможность реально противостоять этно-сепаратистским тенденциям, федеральному Центру в конце концов придется прийти к изменению административно-территориального устройства РФ.
Отчасти этот процесс уже начался, о чем свидетельствуют обсуждаемые на правительственном уровне планы укрупнения субъектов РФ. Оживить эти пока что гипотетические планы, придать им практический смысл и подтолкнуть к реализации может только русская патриотическая идея, преобразованная в политическую волю государства.