Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выдвинула ультиматум России: до вечера вторника, 13 марта, Москва должна "правдоподобно объясниться" по поводу отравления бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. В противном случае Лондон будет рассматривать инцидент в Солсбери как военную агрессию России против Великобритании.
— Тереза Мэй давно и активно работает одним из основных спикеров в западной антироссийской кампании, — заявил в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Она стала настоящим рупором агрессивной политической русофобии. Основной метод британского премьера в этой игре — голословные нахрапистые обвинения, содержащиеся в любом тезисе. Наподобие известной смысловой ловушки Карлсона: "Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай — да или нет?" В этом случае любой ответ будет истолкован против заранее обвиненной стороны. Ее новое заявление, так называемый ультиматум по инциденту в Солсбери, выдержано в абсолютно безапелляционном духе. Сама формулировка: "правдоподобные объяснения" подразумевает возможность отвергнуть любые доводы Москвы как неправдоподобные.
При этом, разумеется, Москва вообще не должна вступать в подобную дискуссию, поскольку никому на Западе не нужны ответы. Это прямое обвинение Москвы в "военной агрессии", и попытка оправдаться будет использована западными политиками и СМИ также непосредственно против Кремля. Поэтому в данном случае ответ пресс-секретаря президента РФ, что "дело Скрипаля", который работал на одну из британских спецслужб, "не является вопросом Кремля", абсолютно адекватен.
— Так что, нам никак не реагировать?
— Разумеется, совсем проигнорировать ситуацию не получится. Поэтому Москве следует ответить не на конкретные фейковые обвинения Мэй, а на открытую попытку вмешательства Великобритании в выборы президента России. А это именно тот случай. Очевидно, что главной целью британской информационно-политической атаки является лично глава государства. Именно по его репутации пытается ударить Мэй и ее спецслужбы. Впрочем, работают они весьма топорно. Даже беглое знакомство с практикой расследования такого рода преступлений позволяет утверждать, что для определения характера отравляющих веществ, тем более редких или секретных, нужны дни. А тут вещество было названо практически моментально, да еще и чуть ли не с адресом производителя. Да и безумная скорость постановки диагноза также совершенно противоречит реальной практике. В общем, эпизод отработан британскими спецами в духе бондианы: динамично, эффектно и совершенно фантастично. Эффект рассчитан прежде всего на обывателей, которых легко впечатлить и напугать, а также на западный политический класс, охотно использующий подобные"спецэффекты в дежурной антироссийской риторике.
Российским властям сегодня необходимо сосредоточиться на обеспечении безопасности проведения президентских выборов 18 марта. Есть вероятность не только кибератак, но и вполне реальных и отнюдь не безвредных для людей провокаций. В дальнейшем же стиль отношений между Москвой и западными политическими центрами неизбежно еще более ужесточится. В этой глобальной игре без правил Россия не станет подчиняться чужим стандартам поведения. Тем более, что это двойные и даже тройные стандарты, в принципе не предназначенные для ведения более-менее честных переговоров. Будет продолжаться тактика "войны нервов", шантажа и самых нелепых угроз, в чем Запад весьма опытен. Москве следует действовать соответственно, раз вежливые формы диалога сегодня не работают.