Владимир Путин после пресс-конференции пояснил свои слова, сказанные в ходе большой пресс-конференции. Речь идет о внесении изменений в законодательство, регламентирующее порядок избрания президента России.
"Здесь нельзя только делать никаких опрометчивых шагов, и нельзя с этим спешить. Поэтому дискуссия идет, я тоже буду смотреть, как она развивается", — уточнил президент в интервью на телеканале "Россия-24".
До этого в ходе публичной беседы с прессой Путин прямо высказался за отмену в Конституции РФ оговорки "подряд" в отношении двух сроков президентских полномочий. Это связано с позицией ряда политиков и политологов, объяснил он.
По мнению члена Бюро Президиума партии "РОДИНА", директора Института свободы Федора Бирюкова, которым он поделился со "Свободной прессой", часть ответственности за страну было бы полезно возложить на политические партии.
— Очевидно, что на пороге транзитной точки — 2021−2024 годов, Путин стал задумываться о том, какую политическую систему он оставит, перестав быть главой государства. Несмотря на то, что он, конечно же, останется в политике в целом и будет играть одну из решающих ролей, его эта конструкция заботит, и он хотел бы ненавязчиво, но уже сейчас начать высказывать свои рекомендации. Думаю, что внутри власти — в Кремле, в администрации президента, дискуссия идет уже предметно. Но пока Путин в своей излюбленной консервативной манере допустил изменения Конституции.
Не исключено, что Путин пришел к пониманию необходимости коренных изменений в политической системе. Возможно, он полагает, что те экстраординарные условия, в которых ему пришлось начинать президентскую работу, носят временный характер.
Разумеется, что различные сектора власти, партии будут трактовать эти высказывания в свою пользу или во вред конкурентам. Но это естественно.
— Ограничение роли президента предполагает расширение роли других институтов власти. Путин упомянул, в частности, функционал парламента…
— Об этом всегда говорила и говорит оппозиция. Это может касаться как расширения рычагов влияния, так и ответственности. Например, возможность формировать правительство по итогам выборов и, естественно, отвечать за его политику перед избирателем.
— А партии готовы взять на себя такую ответственность?
— Они мечтают об этом. "Единая Россия" фактически получила это право. Половина правительства является функционерами правящей партии, включая премьер-министра. Остальные — нет. КПРФ вспоминает правительство Примакова-Маслюкова, ЛДПР, непарламентские партии, либералы тоже имеют свои примеры. Но пока правительство у нас однопартийное.
Если бы была введена норма о формировании правительства партиями по итогам выборов, за короткое время негодные к реальной государственной деятельности партии уступили бы место тем, кто на это способен. Это был бы революционный шаг для развития нашей партийной системы.
— Говоря о возможности правки Конституции, Путин допустил любые изменения, кроме первой главы, где зафиксированы базовые основы конституционного строя. Какие, по-вашему, это могут быть изменения?
— Мне показался очень интересным очередной выпад президента против ленинской национальной политики в плане смены тысячелетней унитарной традиции на конфедеративную. При этом он отметил, что Сталин был против этого. На это стоит обратить внимание, так как нынешнее деление Российской Федерации нам досталось в наследство и оно, как мы знаем, не идеально. Здесь возможны и даже нужны изменения, чтобы судьба страны не зависела от судьбы отдельной партии или политического класса, который может и ошибаться.
Путин предлагает определить в законодательстве опорные точки, которые были бы незыблемы при любом режиме, при любой идеологии, которая может влиять на страну даже не будучи записанной в Конституции. В этом плане для Путина обеспечение стабильности страны приоритетно и выдвигается на первый план в любом вопросе.