Почему между элитой и обществом пропасть — рассказала МК доцент кафедры психологии РГУ им. Косыгина, член независимой исследовательской группы Белановского Анастасия Никольская.
Эксперт считает, что миры управленческой элиты и обычных людей находятся на разных ступенях морального развития. Есть шесть ступеней или стадий морального развития, первая из которых подразумевает, что все решает сила, а на шестой существует некий высший нравственный принцип.
По ее словам, общество находится на четвертой стадии, которая базируется на поддержании законного порядка, а управленческая элита — на третьей, где мораль определяется социальными нормами близкого окружения.
При этом эксперт отметила, что в государственной системе нет запроса на профессионализм, нужна только лояльность.
— Мир власти, нарисованный интеллигентом, слишком абстрактен, конечно, — заявил в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Нам для обсуждения предложена умозрительная научная модель, академический шаблон на основе известных теорий и доктрин. В реальности же картина мира вообще и картина мира власти в частности во многом отличаются от университетских проекций. Мир власти сложнее и проще одновременно. Как и общество в целом.
Например, каждый из нас в зависимости от конкретных сиюминутных обстоятельств может проявлять те или иные признаки стадий Кольберга, и все эти шесть стадий — вовсе не этапы развития, а формы реакции и влияния на актуальную ситуацию. Современные общества, как и развитые общества прошлого, слишком сложные социальные организмы, чтобы помещаться в какую-то одну строго прописанную программу поведения.
Господствовавший в России на протяжении почти всего XX века марксистский взгляд также совершенно не отражал реальное положение дел в стране и мире. И реальность в конце концов взяла свое, сильно исказив при этом идеалистические представления как сторонников, так и противников левых взглядов. А многие бывшие преподаватели научного коммунизма ловко переоделись в убежденных теоретиков либерального капитализма. Мы с вами прекрасно знаем, чего стоят абстрактные теории, когда они сталкиваются с практическими вызовами. Так что давайте перейдём сразу к практическим вопросам.
По мнению либеральных социологов и психологов, чьи взгляды отражены в обсуждаемом нами интервью, российская государственная система отстает, потому что предлагает обществу "ценности начала XX века": единение вокруг флага, патриотизм, пособия, повышение зарплат. А тем временем, по их мнению, актуальные ценности "стали меняться от здоровья и благополучия в сторону уважения, свободы выбора, мирной жизни". То есть современному человеку что — плевать на здоровье, уровень своего дохода, ситуацию в стране, он хочет быть "уважаемым" бедняком-отшельником вне общества и государства? По-моему, это полная чушь. Социальные, политические, геополитические и гуманитарные проблемы взаимосвязаны, а подлинная свобода гражданина предполагает его широкие социально-политические возможности, которые должно гарантировать государство. Государство же не может быть сильным, успешным и суверенным, если в нем живут больные, бедные и асоциальные люди.
Также не надо думать, что Россия — какая-то отсталая страна, где действуют архаичные общественные правила, а весь остальной мир живет по прекрасным законам будущего. Напротив, Россия, как это было в случае большевистской революции 1917 года, во многих аспектах опережает западное общество. И сегодня социал-патриотический курс Кремля также служит другим странам в качестве альтернативы диктатуре глобализма, толерантного к агрессивным меньшинствам и по-фашистски нетерпимого к традициям большинства.
Главной проблемой российского государства я считаю несоответствие системы власти ее же собственным требованиям. Властное сообщество, состоящее из чиновников, олигархов и силовиков, видит себя как привилегированную касту или корпорацию, как безусловную и никому не подконтрольную элиту. Особенно это хорошо видно на региональном и местном уровнях, да и на федеральном примеров хватает. Эти люди зачастую просто правят, исходя из собственных кастово-корпоративных интересов. Разделяет и властвует. А власть должна служить народу и стране. Миссия государства — обеспечивать свободу, безопасность, процветание и развитие нации, а не наоборот. Государству необходима динамичная кадровая политика, которая бы постоянно подписывало все уровни власти свежими людьми, прорывными идеями, как раз то, что у нас модно называть "социальными лифтами" и чего нет и в помине. Государству всегда необходима свежая кровь — не пролитая в войнах, а циркулирующая в венах, питающая мозги власти.
Пропасть, существующая сегодня между государством, чиновничеством и народом — явление ненормальное и нездоровое. Чиновники — это такие же граждане, как и остальные. Избыточные и демонстративно наглые привилегии правящей бюрократии — это извращение самой идеи государства, которое является не только одним лишь организованным насилием, но и должно быть также организованным служением национальным интересам.
Элитарный нарциссизм нынешней власти уже подготовил почву для грядущего конфликта поколений и социальных групп в российской политике. Столкновение правящих элит и амбициозных контрэлит практически неизбежно. Раз прежние консервативные методы государственного творчества и формирования социальной реальности больше не работают, обществу полезно будет прибегнуть к более динамичным и прогрессивным мерам решения политических, экономических и социальных вопросов.