Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова дала интервью финскому изданию "Хувудстадсбладет".
Член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков видит в словах дипломата "мягкую силу" России.
— Надо понимать, что интервью Захаровой обращено непосредственно к западному читателю. Поэтому и выбрана Мария Захарова, которая изначально появилась как спикер в первую очередь для Запада. У нас ее охотно цитируют, так как она яркий самобытный дипломат. Поскольку она призвана олицетворять позицию МИД для Запада, то ее мнение всегда миротворческое, миролюбивое. И в этой роли она неплохо смотрится, в том числе и по сравнению с зарубежными чиновницами. Так что это очень эффектное оружие мягкой силы России, - заявил Бирюков в интервью "Свободной прессе".
— Но ее слова — это же фактически официальная позиция МИД…
— Действительно, это ее интервью с одной стороны носит официальный характер — подчеркивается, что оно проходило в здании МИД, с другой стороны, оно очень женское по сути — полно оценочных суждений, эмоций. Там есть даже воспоминания о том, что ей снилось… Таким образом создается человеческий образ не только Захаровой, но и России. А нынешний западный обыватель, потенциальный читатель, воспитан в гипергуманистической, в толерантной парадигме, поэтому вместо бряцания оружием она избрала понятный тому зрителю формат. Цель — снизить напряженность. Любое государство, будь оно самым милитаристским, всегда так делает. Те же Соединенные Штаты никогда не утверждают, что несут войну и хотят атаковать. Они всегда несут демократию, свободу и блага цивилизации.
То есть здесь мы видим весьма удачную попытку использовать западные методы пропаганды. Не восточные, как это делает Северная Корея или агрессивные арабские режимы, которые запугивают. Кстати, во многом так делал и Советский Союз. Здесь же речь идет о выстраивании диалога на новом ментальном уровне. Это как бы перевод наших мыслей. Если, допустим, Путин ужесточил риторику в последнее время, что было видно и по посланию и по другим выступлениям, то Захарова выступает в роли, если не "доброго следователя", то такой "девушки-родины".
И это неплохо. Если бы она угрожала бы Западу боеголовками, в этом не было бы ничего нового и интересного. Напротив, это убедило бы Запад в агрессивности России, в необходимости НАТО у наших границ. Так что это необходимый пропагандистский элемент.
— И все-таки слова Захаровой об "открытости" России звучат как некая искренняя и наивная вера в "доброту" Запада. Хотя для дипломатов и политиков это непозволительно…
- Обращает на себя внимание тезис "мы открылись Западу, но они в ответ обнесли нас колючей проволокой". Это было именно так, но надо помнить, что "открытие" Западу было совсем не добровольным. Оно произошло в результате предательства правящих элит и перехода части номенклатуры на прозападные позиции. По многим параметрам это была фактическая капитуляция. В начале 1990-х у нас была фактически мягкая оккупация американцами, когда они заходили на любые объекты, напрямую диктовали решения советникам Ельцина и контролировали каждый шаг.
То есть это не добровольная открытость, не объятия, а "руки вверх!" И вот из этого наша правящая элита до сих пор не сделала должного вывода. До сих пор они вспоминают те времена, перестройку, разрядку, но они забывают, что это делалось под дулом американского автомата. И сейчас важно не повторять этот же алгоритм. Призывая к открытости, нужно уважать суверенитет и национальные интересы друг друга. Поскольку в целом, как показал опыт послевоенного периода (например, сотрудничество в космосе) геополитические парадигмы все-таки можно изменить. На противостоянии мы потеряли много времени и саму страну — СССР.
— Этот опыт как раз показал обратное — сотрудничество способно снизить градус конфликта, но не устранить его совсем. Кажется, существующее противостояние вечно…
— Если однажды Запад сможет принять концепцию единого Севера — большой Европы от Лиссабона до Владивостока, это принесет прибыль и блага всем, включая даже ближневосточный регион, который сейчас страдает от состояния Запада. Поскольку Запад, источив свой креативный потенциал, реализует сейчас неоимпериалистический и милитаристский потенциал. Так он отвечает и на миграционный кризис, и на кризис недо- и перепроизводства, на старение населения. Фактически, это, как и во времена Маркса, отвлечение внимания своего населения на вновь созданные проблемы.
Если препарировать интервью Захаровой, то где-то в его матрице эта мысль заложена. Пусть она и выказана мягко — from Russia with love. Хотя для российского читателя интервью может звучать немного наивно.