Почти треть бизнеса сомневается, что сможет пережить вторую волну коронавируса. Такие данные выявило исследование Inc. Russia и агентства Omnibus. Сообщается, что в ходе опроса 13 процентов предпринимателей признали, что их бизнес точно не переживет вторую волну, каждый пятый (21 процент) посчитали такой исход наиболее вероятным. При этом 25 процентов уверены, что их предприятия определенно переживут новый удар, оставшиеся 41 процент считает это наиболее вероятным.
Как пишет "Свободная пресса", в России, как и по всему миру, число новых заражений продолжает расти. Некоторые страны уже начинают возвращать ограничения. Что касается России, то власти уверяют, что о масштабных ограничениях, как весной, речь пока не идет.
Ранее глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что новые ограничения россиянам не грозят, если будут соблюдаться меры профилактики инфекционных заболеваний.
— Готовность к смерти — привычное ощущение для отечественных предпринимателей вне зависимости от коронавируса, — уверен член Бюро Президиума партии "РОДИНА", руководитель Информационно-политического управления Исполкома партии Федор Бирюков.
— Чтобы вести свое дело, надо быть прирожденным камикадзе. В девяностые годы смерть нередко настигала бизнесменов в самом буквальном смысле, теперь же речь, слава Богу, идет больше только об экономических факторах. Пандемия лишь обострила проблему, создала новые риски и вызовы для малых и средних предприятий. В первую очередь ограничения и требования "дистанционки" ударили по сфере обслуживания (рестораны, кафе, магазины, клубы и прочее), а также по сфере мелкого производства, где удаленная работа зачастую невозможна. Платить дорогостоящую аренду и полноценные зарплаты сотрудникам в условиях снижения прибыли мало кто может себе позволить даже при наличии определенной государственной поддержки. Впрочем, это поддержка в большинстве случаев чисто символическая, как и различные пособия, другие социальные пенсии. Государство эффективно поддерживает только банковскую сферу, имеющую влиятельных лоббистов на высших уровнях власти. Да и в этой сфере вольготно себя чувствуют лишь несколько монстров-полумонополистов. И все банки продолжают жаловаться, увеличивая кредитно-финансовое бремя для своих клиентов, для граждан.
Даже в обычное время российский бизнес выживает скорее вопреки, нежели благодаря государству. Раздутые налоги, чрезмерные требования и правила так называемой безопасности, коррупция среди чиновников и силовых ведомств — все эти факторы делают предпринимательство зоной сплошного и зачастую неоправданного риска. Коррупция здесь куда важнее конкуренции, а значит, бизнес-вопросы в итоге решаются за счет наемных сотрудников и потребителей. Поэтому качество товаров и услуг — дело десятое, а нанимать зачастую выгоднее гастарбайтеров. В итоге от таких, мягко говоря, непрогрессивных отношений государства и бизнеса главный ущерб несут российские граждане — как в качестве работников, так и в качестве потребителей. А бизнес-сообщество продолжает работать в режиме архаичного акульего капитализма, стараясь прежде всего урвать все, что можно, а не выиграть качеством продуктов и расширением сферы деятельности. От этого же деградирует и вся экономика в целом.
— Что государство сейчас реально может сделать, чтобы помочь бизнесу?
— Если государство вдруг захочет реально помочь бизнесу, ему достаточно будет просто ничего не делать, главное — не мешать.
А все эти ограничительные меры вовсе не защищают граждан, а используются, опять-таки, как инструмент административно-экономического контроля. К примеру, масочный режим. Соблюдается он очень выборочно, бессистемно и вряд ли оказывает сколько-нибудь серьезное влияние на динамику распространения коронавируса. Зато под видом контроля за безопасностью очень удобно штрафовать отдельных граждан или магазины, фирмы и т. д., закрывать несговорчивые предприятия или стимулировать рейдерские захваты, а также существенно ограничивать социально-политическую активность граждан в любое время и в любых рамках.