В связи с возможным снятием санкций с Ирана следует отметить несколько направлений, которые могут последовать за этими событиями, крайне важных в экономическом и военно-политическом отношении для России.
Вывод из-под санкций Ирана позволит в кратчайший срок (2-3 года) Ирану не только восстановить потенциал нефтегазовой промышленности и в том числе свое участие на мировом нефтяном рынке, но и создаст реальную угрозу поставкам российского газа на рынки Европы.
Уже сегодня ведутся активные переговоры между Ираном и Турцией о возможности возобновления контракта по поставкам газа в Турцию из Ирана по договору 1996 года, а также возможности построения нового газопровода с переброской газа в Европу. Одновременно нельзя исключить поставки туркменского газа в Иран в обход Каспийского моря с последующей подачей этого и иранского газа на европейский рынок. Очевидно, что все это резко сузит рынок российского газа в ЕС.
Возможность получения Ираном дополнительных средств даст возможность Исламской Республике Иран (ИРИ) резко нарастить свою экономическую и военную мощь и продолжить экспансию не только на Ближнем Востоке, но и в другие страны с наличием шиитского населения, в том числе в Азербайджан и Афганистан. Особенно перспективной является возможность экспансии на азербайджанском направлении.
Справочно: в Азербайджане 58-59% населения составляют мусульмане-шииты.
Поэтому вероятность экспансии Ирана на азербайджанском направлении очень высока. Об этом также говорит тот факт, что в последнее время ряд иранских политиков прямо говорят о возможном отказе от договора 1913 года (Гюлистанский договор) между Российской Империей и Персией и необходимом возвращении утерянных территорий. Хотелось бы отметить, что по этому договору Иран потерял весь Южный Кавказ а также Дагестан (на который он имел определенное влияние). Кроме того, Иран недоволен сотрудничеством нынешнего руководства Азербайджана с Израилем. В условиях современных технологических возможностей развязывание гибридной войны против Азербайджана не составит больших проблем. Взятие под контроль Азербайджана и усиление своего влияния на Южном Кавказе даст Ирану возможность контроля большей части Каспия а также транзита туркменского и азербайджанского газа в Европу и, таким образом, станет не только великой державой Ближнего Востока, но и великой державой Евразии.
Что касается иллюзии о возможном российском вхождении на рынок Ирана, то следует отметить, что Иран всегда в выборе сотрудничества между Россией и Западом отдавал предпочтение Западу (когда на то или иное сотрудничество не накладывались санкции). Это в полном объеме будет касаться и военно-технического сотрудничества, тем более что Иран в последние годы начал производить много своей военной техники. Хотелось бы напомнить, что Россия не смогла даже в условиях жестких санкций со стороны Запада реально конкурировать на иранском рынке со странами Запада и Китаем.
Для сравнения - товарооборот России и Ирана в прошлом году составил чуть больше 1 миллиарда долларов, с Германией - почти 3 миллиарда, а с Китаем 40 миллиардов долларов. Поэтому нужен конкретный план решения тех или иных задач, стоящих перед Россией в условиях принятия вышеуказанных решений.
Семён Багдасаров, депутат Госдумы V созыва, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии