Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильному комитету палаты проанализировать обоснованность и эффективность системы "Платон". Она отреагировала на заявление сенатора Вячеслава Мархаева, который призвал своих коллег не игнорировать протесты дальнобойщиков. Сенатор отметил, что система "Платон" "вызывает только вопросы, на которые ни правительство, ни Минтранс отвечать не хотят или не могут".
Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев прокомментировал ситуацию для портала Regions.ru:
- Во всем мире существуют платные дороги, это абсолютно нормальное явление. Сегодня фуры идут по неплатным дорогам и, разбивая их, создают огромные проблемы в селах, деревнях и небольших российских городах. Дороги общего пользования забиты дальнобойщиками: они создают огромные неудобства автолюбителям, грязь, пыль, многокилометровые пробки. Обо всем этом мы говорили и министру транспорта РФ во время его выступления на парламентском часе. И он согласился с тем, что такая проблема действительно есть.
Но все это не отменяет главной проблемы системы "Платон" - ее абсолютной непрозрачности. Наше правительство часто принимает решения так, что создается полное впечатление, будто оно пребывает в какой-то параллельной реальности. И каждый раз, когда оно пытается свои фантазии воплотить в жизнь, они приходят в жесткое столкновение с реальной жизнью.
Мы с самого начала говорили: система нужна, но она должна быть понятной. Как устроена, как будет работать, куда пойдут собранные средства. Немногие ведь знают, что концессионный договор с компанией-оператором "Платона" составлен так, что независимо от того, сколько денег собрано с дальнобойщиков, она будет получать в год 10 с лишним миллиардов рублей. В прошлом году всего было собрано порядка двадцати миллиардов, а значит, половина ушла этой компании. Резонный вопрос: а каким местом думали, когда составляли такой договор? Кто-то за это ответил?
Можно понять правительство, которое хотело поднять тариф вдвое – бюджет-то надо пополнять. Но тут опять столкнулись с реальностью – оказывается, не все довольны, многим грозит разорение. На бумаге-то все гладко: тариф повысим, деньги соберем, дороги отремонтируем. Красота.
Но, как это часто бывает у наших либерал-реформаторов, они забыли самую малость – тут люди вообще-то живут. И для многих из них работа дальнобойщиком – единственная возможность заработать, прокормить семью. Пришлось идти на попятную – тариф повысят, но совсем ненамного. Получается, что и целей заявленных не достигли, и социальную напряженность в и без того неспокойной стране усилили до такой степени, что в ряде регионов приходится силовикам вмешиваться.
Все эти скандалы вокруг системы "Платон" лишний раз вскрывают одну из главных управленческих проблем современной России – она функционирует фактически в ручном режиме. Обязательно нужно дождаться либо акций протеста, либо окрика со стороны первого лица, только тогда острота проблемы снимается. Поэтому порядок нужно наводить не только в этой сфере, а в принципе в системе государственного управления.