Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в очередной раз заявил, что перелома в борьбе с коррупцией в стране не удастся добиться до введения в законодательство полноценной конфискации имущества.
"Пока мы не решим вопрос введения в законодательство полноценной формы конфискации имущества, не только похищенного или переписанного на родственников, а реального возмещения ущерба в том объеме, в котором он причинен преступником, мы не сможем добиться реального перелома в борьбе с коррупцией и хищениями, особенно госсредств", — сказал Бастрыкин 2 марта на расширенном заседании коллегии СК.
В ЛДПР же напомнили о том, что с 2013 года вносит в нижнюю палату парламента законопроекты, которые вводят не только конфискацию имущества коррупционеров и казнокрадов, но их ближайшего окружения, однако эти инициативы последовательно отклоняются партией власти.
Как заявил замруководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Олег Нилов, предложенный ими законопроект был разработан по аналогии с действующим законом о конфискации имущества террористов.
Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев – для Regions.ru:
- Улучшением законов можно заниматься бесконечно. Проблема не в их качестве – оно достаточно высокое. И уж точно не в количестве – багаж настолько велик, что некоторые законы лежат аж с первого созыва. Вопрос в том, что система борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти не работает в принципе. Потому что буксует главный ее механизм – суд.
Без судебной реформы, которая бы обеспечила служителям Фемиды полную независимость (но не безответственность), настоящая борьба с коррупцией, сочетающая в себе жесткость наказания с его неотвратимостью, обречена на неудачу. Лучше всего о том, что системная борьба с коррупцией в стране не ведется, говорят результаты опросов общественного мнения. Хотя почти половина россиян (46%) и отмечает, что борьба с коррупцией дает результаты, но лишь 13% считают их значимыми.
Сам по себе закон ужесточить можно, но применяться он будет, как и прежде, против тех, кто наиболее беззащитен. И как итог нам будут и дальше рассказывать с высоких трибун, что самые прожжённые взяточники у нас в стране – врачи и учителя. А многочисленные "васильевы", "сердюковы" да "вороненковы" будут по-прежнему отделываться легким испугом. Потому что причина не устранена.
Мы гневно осуждаем Вороненкова и Максакову, и есть за что. Безусловно, предать их справедливому суду (настоящему, а не заочному) – дело чести для наших правоохранительных органов. Но ведь они не вдруг такими стали. И Дума наша – не проходной двор, куда попадают "с улицы". А именно такое впечатление создается, когда слушаешь комментарии руководства КПРФ и "Единой России" в стиле "кто бы мог подумать". Вы должны были подумать, кого в список берете!
Их же кто-то привел, кто-то порекомендовал. И мы должны знать, кто эти люди. Понесли ли они ответственность за свои действия. Или по-прежнему сидят и "в ус не дуют". В результате мы даже представления не имеем, сколько таких "вороненковых" и "максаковых" есть в нынешнем составе Думы.
А ведь именно парламент должен стать важным элементом антикоррупционной борьбы. Не только через принимаемые законы, но и через возрождение такого важного института, как парламентское расследование, в том числе включающего в себя публичные слушания. Проводиться такое расследование, особенно по вопросам, связанным с коррупцией в высших эшелонах власти, должно незамедлительно, пусть даже и не по прямым, а по косвенным обвинениям.
И каждый чиновник, несмотря на свой ранг и пост, должен быть готов к тому, чтобы прийти на такое заседание и публично, под телекамеры, дать четкий и аргументированный ответ на выдвинутые претензии. Так, как отвечают сейчас перед американским Конгрессом члены команды Дональда Трампа. У Запада в этом смысле на самом деле есть чему поучиться.
Пока всего этого не будет – не будет ликвидировано "телефонное право", не будет проведена настоящая судебная реформа, пока не будет введен институт парламентского расследования – система работать не будет. А все те законопроекты, которые так любят вносить депутаты от "Справедливой России" или ЛДПР, – пустое сотрясание воздуха и обычный популизм.