Депутат Законодательного собрания Новосибирской области от партии "РОДИНА" Константин Антонов выдвинул инициативу создания рабочей группы из числа представителей администрации и правительства региона, а также депутатов Заксобрания, для выработки критериев эффективности использования муниципалитетами так называемых безвозмездных поступлений, которые бюджеты муниципальных образований получают в виде субвенций, дотаций и субсидий из регионального и федерального бюджетов. А это огромные средства. Напомним, что в структуре бюджета города Новосибирска на 2021 год безвозмездные поступления составляют 46,7%. Эта инициатива прозвучала на встрече депутатов Заксобрания региона с губернатором Андреем Травниковым.
По мнению депутата Антонова, ситуация такова, что сегодня необходимы жесткие требования к муниципалитетам в части эффективности расходов средств, предоставляемых муниципалитетам.
– Мы не можем себе позволить фактически неуправляемую, громоздкую и неэффективную систему в городе. Реальность такова, что приходится говорить о полнейшем управленческом коллапсе в Новосибирске, – считает Константин Антонов. – Региональный и федеральный бюджеты дают городу миллиарды рублей. И что мы видим? Мы видим увеличение штата муниципальных чиновников, нежелание заниматься административной реформой, огромное количество абсолютно неэффективных МУПов…
Истории с генпланом города, проектом Дзержинской линии метро, станцией метро "Спортивная", случай, когда по вине мэрии Новосибирск не попал в федеральную программу и не получил софинансирование на обновление парка общественного транспорта, демонстрируют управленческую некомпетентность и беспомощность руководителей мэрии.
Показателен пример с обслуживанием улично-дорожной сети, на содержание и благоустройство которой идут огромные суммы. Но при этом сохраняется старая, еще с советских времен, система обслуживания – ДЭУ – которые потребляют ресурсы, имеют непроизводительные расходы до 30 процентов, а город при этом остается неубранным – то в снегу, то в пыли. Понятно, что в этой сфере нужно менять управленческие подходы, возможно, внедрять аутсорсинг – привлекать крупные и мелкие частные предприятия для содержания городских улиц и магистралей. Но мэрия сегодня совершенно не заинтересована в этом.
Новосибирская мэрия преуспевает в одном – создании очагов социальной напряженности и протестных настроений. Достаточно вспомнить созданную руками мэрии ситуацию с дольщиками домов или скандалы с точечной застройкой.
Фактически, мы наблюдаем со стороны, как Новосибирск движется к управленческому коллапсу, но, исходя из ограниченности своих полномочий, не можем ничего предпринять, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию города.
Хотя, на мой взгляд, у региональной власти есть определенные механизмы, с помощью которых можно влиять на ситуацию.
В условиях предоставления субсидий муниципалитетам нужно предусмотреть принятие муниципальными образованиями обязательств по сокращению расходов на мероприятия, проводимых в рамках предоставляемых субсидий, в частности, за счет доли управленческих расходов.
Получается интересная картина: при выделении целевых средств, расходование которых контролируется, без внимания остается недостижение критериев эффективности программ, исполнение которых осуществляется за счет предоставленных субсидий. Ответственность и санкции к исполнителям не предусмотрены. Эту ситуацию нужно исправлять. Если муниципалитет не в состоянии рачительно и с максимальной пользой использовать выделяемые средства, эффективно управлять процессами, нужно идти на такие радикальные меры, как перераспределение полномочий, передовая их на региональный уровень
Отвечая на предложение депутата Законодательного собрания Константина Антонова, губернатор Андрей Травников заявил:
– Надо понять, что мы хотим. Если честно, я думаю, что перераспределение полномочий, их передача с муниципального на региональный уровень, – шаг серьезный. Нужно точно просчитывать последствия таких действий: не только социально-политические, но и управленческие.
Я считаю, бояться таких шагов нельзя. Тем более, у нас есть масса примеров, когда мы прямо или косвенно передавали на региональный уровень различные полномочия, бывшие в ведении муниципалитетов. И это повышало эффективность.
Конечно, было бы здорово какой-то контроль за развитием городов и районов оставить на региональном уровне, но это должно быть оправдано и соответствовать, не нарушать федеральные законы.